Про слежку

Лисица

Пользователь
Сообщения
22
Реакции
25
Мобильное наблюдение (слежка) за охраняемым лицом осуществляется при его движении в автомобиле, на общественном транспорте, пешим порядком.

Для ведения грамотной слежки за автомобилем используют 3-8 человек, включая хотя бы одну женщину, на нескольких машинах (не более двух человек в одной машине). Дилетанты могут ограничиться и одной машиной, при этом в ней может находиться 3-4 человека. Чтобы не попасть на глаза объекту наблюдения, используют различные способы маскировки. Если слежка ведется одной машиной, то она следует за объектом наблюдения, держась немного слева или справа от полосы его движения и пропустив перед собой не более двух посторонних машин. При использовании двух машин, одна из них, по возможности, использует параллельные улицы и фиксирует наблюдаемого через перекрестки. Время от времени они меняются местами. Если имеется третья машина, она либо опережает объект, наблюдая за ним в зеркало заднего вида, либо поджидает его где-то на маршруте, чтобы принять "эстафету" у коллег. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в переулок и какое-то время выжидают.

Может применяться и другая схема. Одна из машин наблюдения движется впереди объекта, еще одна на некотором удалении от него (но на расстоянии визуального контроля) и еще одна автомашина замыкает цепочку. При остановке объекта или через определенное время преследующая его машина проезжает мимо, передавая наблюдение (по радиосвязи) следующей за ней машине. При резком увеличении объектом наблюдения скорости функции наблюдателя передаются впереди идущей машине.

При слежке высокого уровня часто используют средства негласного определения местонахождения автомобиля - специальные радиомаячки (биперы). Они крепятся куда угодно на автомобиль объекта наблюдения, обычно на задний бампер и позволяют преследователям двигаться на значительном удалении, затрудняющем их выявление. Об этом следует помнить, осматривая автомобиль потенциальной жертвы. В автомобиль могут также установить и подслушивающее устройство. Поэтому не следует подвозить посторонних людей, а после ремонта в мастерской необходимо проводить соответствующую проверку автомобиля с привлечением специалистов.

Для выявления слежки в пути необходимо фиксировать машины, пассажиры которых в процессе обгона пытаются зрительно как бы провести опознание. В движении следует также вести поиск подозрительных автомобилей, к которым относятся машины, необоснованно меняющие полосу или направление движения, неоправданно нарушающие правила, высовывающиеся из-за промежуточных прикрывающих автомобилей. Главным критерием принадлежности машины к слежке являются ее повторяемость в нескольких местах и характерные для сопровождения объекта наблюдения действия. При появлении таких автомашин запоминают их марку, госномера, цвет, внешний вид, описание водителя (пассажиров). Следует иметь в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать автомобили, чем водителей.

При необходимости возникшие подозрения проверяют (на изученных маршрутах), неожиданно свернув в малолюдный переулок, изменив направление, рядность и скорость движения, следя при этом, как реагируют окружающие машины. Можно под благовидным предлогом остановиться за углом и зафиксировать машину, которая проедет мимо. Используют и развороты в противоположном направлении в разрешенных и предназначенных для этого местах, площади с круговым движением, развязки на окраинах города и третьем кольце, проезд через хорошо изученные сквозные дворы и т.п. Можно сделать вид, что собираетесь остановиться на предупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочить перекресток: в этом случае следящий может выдать себя, промчавшись за вами на красный свет.

Имеет смысл "провериться" и при подъезде к месту работы. Например, проехать пару кварталов лишних и внезапно припарковаться у кафе. Если за вами следует машина с наблюдателями, она, скорее всего, проедет мимо. Если среди проехавших мимо опознается машина, которая несколько раз уже попадала в поле зрения, это может навести на мысль о слежке. Профессионал наблюдения скорее всего не попадется на эту уловку, но при неблагоприятных обстоятельствах (нет места для парковки, боковых улиц, сильное движение транспорта) засветиться может и он.

Для квалифицированного сопровождения объекта наблюдения при движении пешим порядком обычно используются четыре-шесть человек. Слежка ведется с таким расчетом, чтобы в непосредственной близости от объекта всегда находился лишь один наблюдатель, чтобы никто из участников бригады не засветился дважды на маршруте. Квалифицированные преследователи часто передают объект слежки сначала другому фил?ру, затем третьему и так далее. В стандартной ситуации оптимальным местоположением филера считается позиция за спиной объекта. При работе в составе бригады наружного наблюдения, один из филеров может двигаться по противоположной стороне улицы параллельно объекту, контролируя его возможные повороты на перекрестках и уход в проходные дворы. Расстояние, с которого ведется наблюдение, меняется: от трех-пяти метров на многолюдной улице до пятидесяти-ста на пустынной.

Наиболее распространенными приемами слежки являются:

* "Цепочка": один агент непосредственно наблюдает за объектом, остальныеразмещаются сзади растянутой цепочкой, ориентируясь по предыдущему. Если объект выявляет основного агента, тот сразу уступает место следующему за ним. "Двойная цепочка" предназначена для многолюдных улиц: наблюдающие идут по обеим сторонам улицы, время от времени переходя с одной стороны на другую.

* "С опережением": филеры периодически обгоняют объект наблюдения, который постоянно оказывается между ними.

* "С подключением": прием подразумевает привлечение к слежке новых людей на заранее спланированных участках маршрута.

* "Сеть" - прием эффективен при потере объекта: весь ближайший район охватывается сжимающимся кольцом, после нахождения цели кольцо вновь превращается в стандартную цепочку.

* "Лидирование" - один из наблюдателей движется впереди объекта, направляемый заранее данными инструкциями, или получая сообщения о движении объекта по радио. Смысл подобного способа заключается в том, чтобы удобное для отрыва объекта от наблюдения место было занято заранее. Например, объект пересекает железную дорогу перед подходящим поездом. Этот поезд перекрывает путь преследователям, идущим/едущим несколько позади. Но несколько ранее объекта эту дорогу уже пересек "лидер". Получив сообщение остальной бригады об "отрыве" объекта, он "принимает огонь на себя", начиная ведение объекта. По мере движения наблюдатель, бывший "лидером", наводит остальную бригаду по радио или иными средствам связи. Объект может заметить этого наблюдателя, поэтому после подхода остальной бригады бывший "лидер" переходит в резерв и до особого указания следует в машине (там же попутно меняет одежду).

* "Параллельное ведение". Объект движется по местности с линейно-поперечной (или радиально-кольцевой) планировкой. Например, в кварталах панельных домов, расставленных аккуратными рядами. Тогда непосредственно за объектом идет один наблюдатель, а остальные движутся по боковым, параллельно идущим дорогам. Если объект, "проверяясь", неожиданно сворачивает в поперечный проход, то он увидит, что шедший за ним человек не свернул, а пошел дальше. Вроде "хвоста нет". А на самом деле объект принял филер, идущий по одной из боковых дорог.

В процессе работы наблюдатель должен сохранять невозмутимое выражение лица и показное равнодушие. Если встреча с объектом неизбежна, то он будет уклоняться даже от моментального контакта с объектом глаза в глаза. Например, он может резко отвернуться или пойти в противоположную сторону (свернуть).

При посещении объектом организации или учреждения, филер сопровождает его по зданию только в том случае если нет возможности визуального контакта через стекла окон и дверей. Если объект использует лифт, то следящий не будет подниматься в одном лифте с объектом, так как велика вероятность запоминания его внешности. Определив по указателю этаж подъема лифта, он поднимется этажом выше или ниже для поиска объекта и его последующего контроля. В целях исключения вероятности ухода объекта из-под наблюдения, оставшиеся члены бригады будут осуществлять визуальный контроль всех выходов из здания.

При посещении объектом ресторана или кафе, наблюдение осуществляется одним агентом или "семейной" парой. Они заказывают для обоснования своего нахождения несколько блюд и продолжают наблюдение за объектом. Счет они обычно оплачивают заранее. После выхода объект, чаще всего, передается другим членам бригады, а "засветившиеся" детективы снимаются с дальнейшего наблюдения в целях исключения возможности их расшифровки.

В общественном транспорте (автобус, троллейбус или трамвай), наблюдение ведется одним агентом, который контролирует действия объекта и по мобильной связи информирует движущуюся на расстоянии автомашину с остальной бригадой. Если по каким-либо причинам агент не успел войти следом за объектом наблюдения, то он преследует транспорт на автомобиле, а на промежуточной остановке может предпринять попытку сесть в транспортное средство к объекту. В метро обычно используются два человека, один из которых следует в одном вагоне с объектом, другой - в соседнем вагоне.

При выявлении слежки во время движения пешим порядком внимание следует акцентировать на неоднократные встречи с одними и теми же лицами в различных точках маршрута движения. Вторым признаком, по которому можно определить слежку, является неадекватное поведение преследователя, что объясняется противоречием между его желанием не потерять объект наблюдения из виду и необходимостью вести наблюдение скрытно, не попадая в поле зрения объекта и охраны. Лиц, ведущих слежку, особенно если это непрофессионалы, характеризует скованность движений, волнение, стремление не встречаться взглядом с объектом наблюдения, использование средств оперативной связи (радиостанций, мобильных телефонов), неестественные передвижения и попытки спрятаться за укрытие или людей. Филеры, например, панически боятся попасть на фотографию. Попробуйте под благовидным предлогом сфотографировать улицу, и вы увидите, кто именно поспешит удалиться из кадра. Необходимость связаться по радио с коллегами также может также выдать филера. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями или просто с ладонью возле рта - там может быть зажат приемопередатчик.

Существует много приемов выявления слежки. Находящихся за вашей спиной людей нетрудно увидеть в зеркальной витрине, поэтому можно двигаться вдоль витрин, разглядывая содержимое прилавков (профессиональные филеры в этом случае, чтобы избежать обнаружения, идут вплотную к витринам). Заходите магазины, куда можно попасть, поднимаясь по ступенькам в направлении, противоположном вашему первоначальному движению. В самих магазинах также представляется много прекрасных возможностей для выявления наблюдения. Передвигаясь из отдела в отдел, от прилавка к прилавку, пробивая чек в кассе, можно естественно изменить направление движения и визуально оценить идущих навстречу людей.

Можно и оглянуться, чтобы увидеть тех, кто идет за вами, но только так, чтобы не насторожить преследователя. Оправданный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь магазина, станции метро, подъезда. Также можно сделать вид, что у вас зазвонил мобильный телефон. "Разговаривая", вы замедлите шаг или вовсе остановитесь и в задумчивости повернетесь в сторону, противоположную вашему движению. Можно что-нибудь уронить, "вдруг это заметить" и, повернувшись, искать якобы уроненное. Также можно резко развернуться и пойти к ближайшему киоску с газетами или сигаретами.

Проверить слежку вы можете, переходя на противоположную сторону улицы. Приближаясь к проезжей части, вполне естественно повернуть голову в сторону, откуда может идти транспорт, чтобы убедиться в безопасности перехода. В течение трех-пяти секунд вы спокойно можете рассматривать улицу, а также запечатлеть людей попавших в поле вашего зрения. Особенно высокие результаты этот прием дает в местах с небольшим количеством прохожих.

Много возможностей для выявления слежки дает и общественный транспорт. Входить в наземный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус) рекомендуется с задней площадки, там же лучше и находиться во время всей дальнейшей поездки, чтобы не только визуально контролировать весь салон и пассажиров, но и иметь возможность контроля автомобилей движущихся за вашим транспортным средством. В общественном транспорте вполне обоснованно (от нечего делать) можно рассматривать пассажиров, чем и нужно воспользоваться. Если кто-то на остановках украдкой бросает взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы можете покинуть салон, принципиально не хочет встречаться с вами взглядом и прячет глаза, возьмите его на заметку. В метро при спуске на эскалаторе охранник должен стоять лицом к клиенту на ступеньку ниже. Тогда он сможет рассмотреть всех, кто стал на ленту позднее.

При выявлении слежки важно не переусердствовать. Ни в коем случае о ваших намерениях не должны догадаться возможные наблюдатели. Никогда не следует, например, делать вид, что вы завязываете почему-то развязавшийся шнурок, а самим в это время крутить головой, вглядываясь в лица прохожих. Не стоит резко оборачиваться, выскакивать из вагона, когда закрываются двери, и так далее. Напротив, оставайтесь спокойными, ровными, углубленными в себя и якобы не замечающими, что происходит вокруг. Это усыпит бдительность преследователей. Следует исходить из того, что профессионалы знают о методах выявления наблюдения, поэтому несколько подобных случаев подряд наверняка их насторожат, и вам еще труднее будет их выявить. Лучше всего провериться несколько раз в день в разных местах города. Места проверок нужно продумать заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихорадочной импровизации. Отрицательный результат, тем не менее, не означает, что слежки не ведется. Возможно, наблюдение ведут профессионалы, для которых такие проверки - ерунда.

Для эффективного и скрытного обнаружения слежки рекомендуется использовать контрнаблюдение, то есть наблюдение за наблюдателями со стороны (из временных пунктов, размещенных на участках маршрута объекта наблюдения) Дело в том, что бригада наблюдения, скорее всего, будет выглядеть в глазах объекта наблюдения и его охраны вполне естественно. Но с точки зрения сторонних наблюдателей действия такой бригады могут смотреться крайне неадекватно. Даже попытки скрыться от глаз объекта при легендированном развороте последнего могут быть незаметными для самого объекта, но находящиеся рядом с ним и знающие, на что обращать внимание, люди их засекут. Поэтому контрнаблюдение дает возможность выявить факт слежки, определить состав ее исполнителей, а возможно, и заказчика (для чего необходимо вести наблюдение за филерами после окончания слежки по пути их следования в офис или до мест проживания). Полученные в результате контрнаблюдения сведения могут позволить принять правильное решение о месте планируемого нападения на охраняемое лицо.

Контрнаблюдение начинается с того, что объект, его телохранители и бригада контрнаблюдения совместно вырабатывают план проверки, естественно, в условиях строгой конфиденциальности. Составляется маршрут, содержащий "неудобные" для наблюдателей места. При этом необходимо соблюсти ряд требований:

* Все маневры должны быть мотивированы и объяснимы с точки зрения деловых интересов, духовных запросов и естественных очевидных потребностей охраняемого лица. Маршрут не должен насторожить противника своей необычностью: противник не должен заподозрить, что вы пытаетесь обнаружить слежку.

* На маршруте должно быть наличие двух-трех мест, использование которых позволяетустановить наличие слежки с большой вероятностью.

* Маршрут объекта выбирается с таким расчетом, чтобы бригада контрнаблюдения успевала перемещаться с точки на точку и располагаться на новом месте, не вызвав подозрения у окружающих и милиции. Поскольку бригада контрнаблюдения не знает (и не может знать), кого и в каком количестве обнаружит, то в любой точке проверки должны находиться те же люди, что и во всех предыдущих, чтобы уверенно опознать "знакомых" по предыдущим точкам.

* Маршрут должен быть достаточно протяженным и сложным, поскольку на коротком участке выявить слежку практически невозможно. Специалисты рекомендуют затрачивать на выявление слежки 1-2 часа.

Контрнаблюдение ведется с заранее определенных точек (в этом главное отличие в работе бригады контрнаблюдения от бригады наблюдения, которая следует за объектом). Стандартными точками контрнаблюдения являются:

- проходы между двумя улицами, короткие и узкие переулки, улицы и тротуары с небольшим количеством пешеходов и транспорта;

- проходные дворы, внутри которых имеются учреждения, кафе, парикмахерские, аптеки и магазины для подтверждения проезда;

-магазины или здания со стенами из стекла, через которые хорошо видна улица снаружи;

-стоянки автомашин;

-пересадки с одного вида транспорта на другой;

-станции метро;

-лестницы и эскалаторы, ведущие в ту сторону, откуда только что пришел объект;

-туристические достопримечательности, которые дают объекту возможность поворачиваться и делать снимки и т.п.

Все посты контрнаблюдения должны быть соответствующим образом укрыты и залегендированы. Оптимальным укрытием для них являются подъезды близлежащих домов, магазины, кафе, автомобили. Наблюдатели должны занять свои позиции за 30-40 минут до прохождения объектом контрнаблюдения обозначенной контрольной точки маршрута и покинуть их спустя некоторое время после ее прохождения. Поскольку бригада контрнаблюдения прибывает заранее и ведет наблюдение в стационарном режиме, то важно не допускать указанных выше ошибок при наблюдении из машины: не сидеть в ней без явного дела, не читать, не принимать пищу так, чтобы снаружи это видели. Лучше выйти из машины и разойтись якобы "по своим делам".

Наиболее целесообразна тактика, при которой охрана сначала рассредоточивает группу преследования, распыляя ее силы, создавая видимость потери слежкой объекта наблюдения, провоцируя ее на поисковые действия, не характерные для обычных прохожих. Например, объект наблюдения заходит во двор, имеющий несколько выходов на улицы, внутри которого есть кафе, аптека, магазин или парикмахерская. Следующий за объектом филер (всегда только один) может на несколько секунд потерять его из виду, а объект, воспользовавшись этим, заскакивает в одно из перечисленных выше заведений. Двойственность положения и дефицит времени заставят преследователя нервничать, суетиться, метаться по двору, оглядываться по сторонам и через переговорное устройство связываться с возможными напарниками (которые ждут у других выходов из двора).

Этого вполне достаточно, чтобы со стороны засечь преследование. Важно, чтобы объект наблюдения при этом не предпринимал никаких проверочных действий, не согласованных заранее с контрнаблюдателями. Все делается только так, как условились ранее.

Возможны также и другие варианты. В оговоренных местах можно сделать легендированный разворот. Можно дернуться к подходящему автобусу и затем "разочарованно" отойти - "не тот" маршрут. Наблюдатели, особенно неподготовленные, тоже дернутся, а поскольку они неизбежно будут находиться дальше от остановки, нежели объект, то им придется бежать быстрее, что не останется незаметным.

В процессе контрнаблюдения должны фиксироваться все несоответствия в облике и поведении находящихся в зоне визуального контроля поста людей, транспортных средств, признаки ведущегося наблюдения из близлежащих зданий и строений. Ниже приводится перечень примеров, которые должны вызывать подозрение, что за объектом охраны ведется слежка:

Машины на стоянке с пассажирами внутри.

* Машины, которые останавливаются или двигаются с места, когда подобные действия совершает объект охраны, в особенности машины, следующие позади, или машины, которые обгоняют объект, разворачиваются и затем становятся на стоянку.

* Любая машина с антенной, отличающейся от обычной.

* Машины, которые включают сигнал поворота, а затем не сворачивают.

* После того, как машина охраняемого объекта свернет - любая машина, которая сворачивает за ним.

* Машины, которые едут слишком быстро или слишком медленно.

* Любая машина, которая следует за объектом в неправильном направлении на улице с односторонним движением.

* Любая машина, которая сворачивает за квартал до остановки объекта или через

квартал после остановки.

* Машины, подающие сигналы друг другу мигающими фарами.

* Любая машина, сохраняющая дистанцию до объекта на разных скоростях.

* Автомобили, едущие по параллельным улицам более или менее с той же скоростью при небольшом или отсутствующем движении автотранспорта.

* Автомобили, которые притормаживают и прячутся за другими машинами, когда объект притормаживает.

* Любой автомобиль, замеченный два или более раз в различных фазах защиты от наружного наблюдения.

* Любой автомобиль, который следует за объектом или въезжает на улицу вскоре после того, как объект разворачивается и едет в обратном направлении.

* Любое лицо, ведущее переговоры по радио.

* Любой автомобиль, следующий за объектом через целую кольцевую транспортную развязку или городской квартал.

* Любой автомобиль, задерживающийся на кольцевой развязке до тех пор, пока объект не свернет.

* Любой автомобиль, который останавливается у светофора немного позади и в стороне от объекта.

* Проезжающие на красный свет или срывающиеся с места, не дождавшись зеленого

* При пешем маршруте охраняемого лица подозрительными для контрнаблюдателей являются:

* Каждый, кто отворачивается или поворачивается спиной, когда на него смотрят.

* Каждый, кто проявляет колебания и/или осматривается перед тем, как войти в здание, куда только что вошел объект охраны.

* Каждый, кто переходит улицу, когда объект поворачивается назад в направлении, откуда он пришел

* Те, чья одежда не соответствует обстоятельствам.

* Каждый, кто передвигается бегом.

* Тот, кто выхолит или входит в магазин, ресторан, и т.д. непосредственно до или после объекта.

* Те, кто явно пытаются заполучить стол или место за спиной у объекта в ресторане.

* Каждый, кто начинает двигаться или останавливается одновременно с объектом.

* Каждый, кто выходит из своей машины одновременно с объектом.

* Лица, замеченные при ведении переговоров с использованием портативных средств радиосвязи.

Ведущему контрнаблюдение вначале достаточно отметить только одну деталь, которая будет необходима для подтверждения виденного им в будущем, например, толстый, тощий, высокий или хромой человек, или его движения. Рекомендуется брать на заметку и запоминать одежду, обувь или другой характерный признак выявленного участника слежки. Если есть возможность рассмотреть ведущего слежку с близкого расстояния, рекомендуется отметить легко заметные признаки: форму носа, лысину, цвет волос, пол и возраст.

Таким образом с помощью контрнаблюдения можно обнаружить факт слежки, а по поведению наблюдателей получить косвенное представление об их подготовке и оснащенности (по которым, в свою очередь, можно судить о заказчике слежки).
 
Сверху